Сайт первой младшей группы «Кузнечики»

Рекомендации для родителей по теме «Мир забавных стихов»

15 февраля [пн]

Маленькие дети 2-3 лет познают мир через интересные истории, сказки, развивающие стихи. Эти стихи не должны быть длинными — малыши в этом возрасте воспринимают коротенькие стишки в 4 строки. Это стихи о совсем простых и легких вещах — обо всем, что нас окружает.

Заучивание детьми стихов — один из самых важных развивающих, воспитательных и обучающих моментов. Детские стихи для заучивания наизусть мелодичны, они не просто легко заучиваются, но и пробуждают интерес малыша к книге. Проза для них несколько монотонна. Не случайно многие детские писатели(С. Маршак, Б. Заходер, С. Михалков, К. Чуковский) писали большинство своих произведений именно в рифмованной форме. Короткие и легкие для запоминания стишки, смешные, добрые и веселые, тренируют память, развивают речь и помогают в дальнейшем при обучении чтению. Малыши прекрасно запоминают стихи для заучивания наизусть, как дома, так и в садике, а затем с удовольствием демонстрируют свое умение взрослым. Выучить их очень просто: достаточно прочесть несколько раз, и ребенок повторяет строки без единой ошибки. В статье собраны самые хорошие стихи для детей от младшего до старшего дошкольного возраста. Они пригодятся как для занятий с малышом дома, так и для развивающих занятий в детском саду.

Мы подобрали коллекцию стихов, которую можно слушать, читать на ночь и учить наизусть с малышами. Наши фавориты и любимые писатели — А. Барто, С. Маршак, Чуковский.

Короткие стихи для детей 2-3 лет для заучивания

Слон

Спать пора! Уснул бычок,
Лег в коробку на бочок.
Сонный мишка лег в кровать,
Только слон не хочет спать.
Головой качает он,
Он слонихе шлет поклон.

40af27e7c182e3a3f6c9985aa5c04d7d.jpg

Умываемся

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

10310428c7ce5a06dc5bcd8d5fcb305a.jpg

Куры

Куры-куры: «Ко-ко-ко!
Мы снесли яички;
Ку-ку-кушайте, ко-ко,
Детки-невелички!»

586e34d588aa657e9db898d905e81cd0.jpg

Таня и мячик (А.Барто)

Наша Таня громко плачет:
Уронила в речку мячик.
— Тише, Танечка, не плачь:
Не утонет в речке мяч.

e1ef135bd79937c4dedc0c1ead52d8ea.jpg

Стишок Ку-ка-ре-ку!

Петушок проснулся рано,
Разбудил гуся, барана,
Прямо на ухо быку
Прокричал: — Ку-ка-ре-ку!

eb1b5242bc3681cab5a2276420fc0f6e.jpg

Ладушки

Ладушки, ладушки,
Испечём оладушки.
На окно поставим.
Остывать заставим.
А остынут — поедим,
И воробышкам дадим.

b40b5e6b1fc1922921f140ede33b57d9.jpg

Помидор

Помидор на грядке
Делает зарядку;
Как здоровье, помидор?
— Хорошо! В порядке!
Весь вспотел — но не устал!
От зарядки красным стал.

8e856375f365aa16c8b871afc6156839.jpg

Бычок (А.Барто)

Идет бычок, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается,
Сейчас я упаду!

022bdb2247a0a694d46d1432e16a3e59.jpg

Кораблик

Матросская шапка,
Верёвка в руке,
Тяну я кораблик
По быстрой реке.
И скачут лягушки
За мной по пятам,
И просят меня:
— Прокати, капитан!

10bd2c641452c5af20b16b8e9e4ae288.jpg

Котенок

Говорит котёнку кошка:
— Молока попей немножко.
Замяукал он в ответ:
— Мяу, а ирисок нет?

6550920554727b45fb737d65c32eba68.jpg

Морковка

В огороде шум-шум-шум,
Зайка-зайка: хрум-хрум-хрум,
Прыг-прыг-прыг по пням, по пням,
Съел морковку — ням-ням-ням!

2a1c5894f50605e98863219ef2ecb17c.jpg

Уронили Мишку

Уронили мишку на пол,
Оторвали мишке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший.

d498f53d1011e16c7b62dbb7753d330f.jpg

Лошадка

Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шёрстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.

fb47235dfe59f7480f23930035267d1b.jpg

Мышонок

У мышонка целый пир,
Ест мышонок вкусный сыр.
Маму просит: «Пи-пи-пи!
Сыра мне еще купи!»

0f7ecb36d7017e1a61f96c16d282b366.jpg

Маленькая киска

Киска бантиком играла,
Тихо лапками катала,
Убегала, догоняла:
«Мяу! Мяу! Я устала!»

0b23f911f72e3a73e21a47b060221722.jpg

Буренка

По двору идёт Бурёнка,
За собой ведёт телёнка
И мычит корова: — Му!
Молочка налить кому?

806ca3ba08d62568ba917a307f716388.jpg

Барашек

На холме стоял барашек
В белом облаке кудряшек.
Пел он песню о себе:
— Бе-бе-бе да бе-бе-бе!

6e21a767ea34af93a88d88ce80b7a8b3.jpg

Пчела

Полосатая пчела
В улей мёда принесла.
И жужжит она: — Жу-жу!
Мёд я в соты положу.

799c70fd120be82713ccd27b1e7e54e7.jpg

Мышонок

У мышонка целый пир —
Ест мышонок вкусный сыр.
Маму просит: — Пи-пи-пи!
Сыра мне ещё купи.

2a521da6310b46ebe481af69a42a9487.jpg

Щенок

— Гав! — щенок смешной сказал, — 
Я бы с вами поиграл,
У меня весёлый нрав,
Не кусаюсь я. Гав-гав!

7b599914663fe50b2e076c49121d6b92.jpg

Лягушка

У реки сидит лягушка
И на солнце греет брюшко.
На траве видна едва,
Слышно только: «Ква-ква-ква!»

a7f28a7e8213e8321dcc45287d776f1d.jpg

Уточка

В речке быстрой утки плыли,
Рыбу клювами ловили
И мечтали про моря:
— Кря-кря-кря да кря-кря-кря!

8aa9b3bc5d049c656a1d2c43902b6ce9.jpg

Мишка

Мишка, мишка — шалунишка,
Разодрал на части книжку!
Я тебя за это, мишка, 
Угощать не стану пышкой.

e603259ebc2b09f7c48aee3eca6fd11b.jpg

Расческа

Я волшебная расческа,
Я дружу с любой прической,
Все мне, братцы, по плечу,
Я украсить вас хочу.

e2547e029c79aec776ef71a1e46b0ace.jpg

Пальчики

Раз, два, три, четыре, пять
Пошли пальчики гулять,
Подружились, покружились
И друг другу поклонились!

d9116503d30700013a9b527344d621b6.jpg

Дождик

Дождик, капай веселей,
не жалей водички.
Чтобы травка подросла,
чтоб запели птички.

84616a198a931241309f2b8eb40d9d16.jpg

Солнце светит

Солнце в небе ярко светит,
Улыбается всем детям.
Я на крышу заберусь,
Солнцу тоже улыбнусь!

5257f07cf20827f040a201375b0d3a16.jpg

Дождик капай веселей!

Дождик, капай веселей, 
не жалей водички.
Чтобы травка подросла, 
чтоб запели птички.

12af02f2f29acc30c28e32707d5c7cd9.jpg

Медвежонок

Медвежонок косолапый
Моет носик утром лапой,
Он сегодня Новый Год
Первый раз встречать идёт.

03b7da492bf93b156727f05724185ef9.jpg

Весело скачем

Раз — подскок!
Два — подскок!
Высоко потолок!
Я скачу, я лечу,
Стать высоким хочу!

8d2640cb2247b35fd2abd0d783af5245.jpg

Киска играет

Киска бантиком играла,
Тихо лапками катала,
Убегала, догоняла:
«Мяу! Мяу! Я устала!»

67c57a22acbf81f7eb9eee6512066130.jpg

Обезьянка

Висит на хвосте обезьянка
А родом она-африканка
Хоть мал её рост
Зато её хвост
Длинней чем сама обезьянка.

f29c2ea617374980e85e2c49b9e62ca5.jpg

Мишка косолапый

Мишка косолапый
По лесу идет,
Шишки собирает,
Песенку поёт.
Вдруг упала шишка —
Прямо мишке в лоб!
Мишка рассердился
И ногою — топ!

e2c569320dcbe4f804eeb5d3209fd9e9.jpg

Еду к бабе, еду к деду

Еду-еду
К бабе, к деду
На лошадке
В красной шапке,
По ровной дороженьке
На одной ноженьке,
В старом лапоточке
По рытвинам, по кочкам,
Всё прямо и прямо,
А потом вдруг… в яму
Бух!

db7626f90d5e6c1cd18c966583a08ef2.jpg

Идет коза

Идёт коза рогатая,
Идёт коза бодатая.
Ножками топ-топ,
Глазками хлоп-хлоп.
Кто каши не ест,
Молока не пьёт —
Забодает, забодает!

bd72549a47511d04f849f537c76b046e.jpg

Методы заучивания стихов:

Обнаружено, что стихи содействуют формированию слуховой сосредоточенности, которая начинает интенсивно развиваться у детей после 1, 5 лет. Это очень важно для успешного обучения в будущем. Если многократно рассказывать стихотворения, привлекать ребенка к повторению отдельных слов в произведении с одновременным выполнением движений, побуждать к воспроизведению конца стихотворной фразы, то уже в 2, 5года он может читать наизусть небольшие стихи. Это с давних времен делают все родители, когда играют со своим ребенком, проговаривая разнообразные песенки -потешки.

Дети, которым читают много стихотворных произведений, имеют замечательную память и чувство ритма, без больших усилий запоминают большие тексты. Безусловен тот факт, что с помощью стихов можно развивать память. Особенно, если делать это регулярно и с использованием специальных приемов. 

Визуальный

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и то же. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А визуальный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению вы даете малышу установку на запоминание:

«Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я тебе помогать».

Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем там говорится, отделяя на рисунке каждую строчку- картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания. Главное - принцип. Затем по-вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно, конечно, использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

После проведения предварительной работы вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, вы как бы «наматываете» строчку за строчкой на «катушку» в голове. Намотали? А теперь расскажите снова и размотайте, а потом снова намотайте. Основной принцип заключается в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать) дается необходимая для запоминания опора. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо «строчки» - шарики, а затем вынимать по одному - и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы.

Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк, объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два выше описанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение. Так разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком.

Логический

Не у многих дошколят ведущая память - логическая, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что произойдет в стихотворении дальше. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. После вашего второго прочтения четверостишия попросите его вспомнить, как именно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.