Сайт подготовительной группы «Кузнечики»
Рекомендации для родителей по теме «Народные игры и обычаи»
01 февраля [сб]
Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории. Родителям рекомендуется: 1. Рассказать детям о русских народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде. 2. Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют. 3. Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы. 4. Посетить совместно с детьми выставку декоративно- прикладного творчества, обратить внимание на красоту произведений искусства 5. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова», «Ладушки», «Тень-тень-потетень», «Петушок, Петушок, золотой гребешок» и другие. Стимулировать ребёнка к заучиванию данных потешек. 6.Разучите с детьми потешки «Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки», весеннюю закличку «Весна, весна красная» 7.Читайте и проигрывайте сказки «Снегурушка и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок» и других. Отгадать и выучить загадку. Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка. (Матрешка) Прочитать «Игрушкины частушки». Наши руки крендельком, щеки будто яблоки. С нами издавна знаком весь народ на ярмарке. Мы игрушки расписные, хохотушки вятские — Щеголихи слободские, кумушки посадские. Дымковские барышни всех на свете краше,
8. Поиграйте с ребенком на русском народном инструменте (балалайка, трещетка, бубуен, ложки и т. д.) или послушать аудиозапись с их исполнением. Познакомьте с музыкальными инструментами: дудочка, ложки, гармошка, балалайка, свистулька. Учить ребенка отличать один звук слышен или много, приятный он или нет, громкий или тихий. 9. Покажите фотографии и иллюстрации с изображением русской деревни, знакомя детей с русским бытом, национальными костюмами, утварью и т. д. 10.Приобщайте детей к русской народной музыке. Слушайте русские народные мелодии, песни. 11.Знакомьте с традиционными и обрядовыми праздниками. Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Беседуйте с детьми о русских народных праздниках Рождество, Масленица, Пасха. Расскажите о солнышке, воде, весенних цветах, весне. 12.Рассмотрите с детьми картинки, иллюстрации русских народных костюмов, познакомьте со словами – сарафан, рубашка, шаровары. 13. Побеседуйте с ребенком на тему: «Старинные предметы и обычаи». Объясните, что такое кочерга, котелок, русская печь, ухват, лапти, рукомойник и для чего использовались эти предметы. Эти игры помогут закрепить полученные знания: «Один – много» Не одна ложка, а много... (ложек). Не один павлин, а много... (павлинов). Не один барыня, а много... (барынь). Не один поднос, а много... (подносов). Не одна свистулька, а много... (свистулек) и т.д.
Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка, лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д. «Из чего сделаны – какие…» (согласование прилагательных с существительными) Из фарфора – фарфоровые, из керамики – керамические, из резины - резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты – берестяные. 14. Рассказать детям о семейных традициях. 15. Подарите ребёнку русскую театральную игрушку - Петрушку. 16. Поиграйте вместе с детьми в народные подвижные игры «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки». Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка. РАЗВИТИЕ РЕЧИ Прочитайте ребенку русские народные потешки, прибаутки: «Совушка-сова», «Ладушки», «Тень-тень-потетень», «Петушок, Петушок, золотой гребешок» и другие. В процессе чтения стимулируйте ребёнка к повторению слов. Разучите вместе с ребенком: Пальчиковая игра «Матрёшки» Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши) На ногах у нас сапожки, (Указательным и средним пальцами идут по столу) В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе) Мы похожи словно сестры.(Руки в замок) Расскажите сказку «Волк и семеро козлят» Примерные вопросы для беседы: - С кем жили козлята? - Куда уходила мама-коза? - С кем оставались козлята? - Что говорила мама-коза своим козлятам, когда уходила? - Какую песенку пела? - Послушались ли маму козлята? - Что случилось, пока мамы дома не было? - Как коза вернула своих козлят? ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ Ознакомление с предметами ближайшего окружения Познакомьте ребенка с русской народной игрушкой Матрешкой - Ой, посмотри кто это? (игрушка) - Как она называется? (матрешка) - Давай рассмотрим Матрешку. - Что на голове у матрешки? - Что это? (платочек) - Правильно платок, а какого цвета платок? - Посмотри, какие красивые цветы нарисованы на платочке. А еще у Матрешки есть сарафан. - Скажите мне какого он цвета? - А наша Матрешка не простая, она с секретом (предложите потрясти игрушку). - Внутри, что-то гремит. Матрешка-матрешка, откройся немножко. Что это? Я открываю матрешку и достаю из нее другую, поменьше. Обратите внимание на то, что вторая матрешка очень маленькая, но у нее такой же платочек и сарафанчик. - Большая Матрешка - это мама. - А другая маленькая кто? (дочка) Ах, Матрешечка – матрешка Хороша, не рассказать! Очень любят с тобой детки В детском садике играть. - А ты хочешь поиграть с матрешкой? - Давай превратимся в Матрешек, на тебе платочек и мне платочек. «Игра – пляска Матрешки» Мы веселые матрешки. Ладушки, ладушки На ногах у нас сапожки Ладушки, ладушки Проигрыш – кружимся Завязали мы платочки Ладушки, ладушки Раскраснелись наши щечки Ладушки, ладушки Проигрыш – кружимся В сарафанах наших пестрых Ладушки, ладушки Мы похожи слов сестры Ладушки, ладушки Проигрыш – кружимся МАТЕМАТИКА Конструирование из строительного материала «Домик для матрешки». -Давай построим домик для Матрешки! Покажи большую матрешку, а теперь маленькую. Значит, для большой Матрешки будет строить дом, какой по размеру (высокий), а для маленькой – низкий. Чтобы построить домик сначала берем кирпичик и ставим его вертикально на узкую сторону. Берем ещё кирпичик и ставим чуть подальше от первого кирпичика. А теперь берем крышу и ставим на кирпичики (также строим дом для маленькой матрёшки.) Ставим рядом с большим домиком большую матрёшку, с маленьким домиком маленькую матрешку. Если нет кубиков, предложите, построить из геометрических фигур. Учите различать большие и маленькие кубики; большие и маленькие кирпичики. Побуждайте различать их и правильно называть их. СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ «Помоги Матрешке найти свою пирамидку» «Собери Матрешку» ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Лепка «Сладкий пирог». Материалы: · Тесто или пластилин; · Дощечки для лепки; · Салфетки. У Матрешки сегодня день рожденье. А что это за праздник? Кто приходит? Что делают гости? (дарят подарки, поздравляют). Давай сделаем ей подарок - угощенье к чаю. А какое бывает угощенье (печенье, конфеты, торт, бублики). Перед тем как начать лепить угощенье, давай рассмотрим какой формы печенье, торт, бублики (круглой). Правильно. А чем отличается торт от печенья? (он украшен кремом) Прежде чем начнем лепить, давай разомнем пальчики: Пальчиковая игра «Матрёшки» Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши) На ногах у нас сапожки,(указательным м средним пальцем идут по столу) В сарафанах наших пестрых(Соединяют ладошки вместе) Мы похожи словно сестры. (Руки в замок) - Сначала мы скатаем шар, между ладонями круговыми движениями, затем расплющим его между ладошками, придавая ему форму лепешки. - Ну, а теперь украсим торт наш. Торт готов пора звать гостей и петь «Каравай». Как на Матрешки именины, Испекли мы каравай, Вот такой вышины, Вот такой ширины, Вот такой ужины, Каравай, каравай, Кого любишь выбирай. Я по правде люблю всех А вот Сашу больше всех. Рисование «Укрась фартук Матрешке» Материалы: · Краски · Ватные палочки · Непроливайки · Салфетки - Посмотрите, Матрешка грустная. - Матрешка не нарядная, не украшен фартук на сарафане. - Скажи, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешка стала нарядная, красивая? - Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить тебя в мастера. (раскрасить ее) Мастер, скорей за дело, украсим матрешку смело, нарисуем ей узор, чтобы радовал он взор. Рисовать мы будем ватными палочками. Посмотри, у меня есть волшебная палочка, ей я буду наносить узор на фартук – рисовать горошину. Я набираю красную краску и тычком прижимаю к поверхности листа в нужном мне месте, потом беру другую палочку, обмакиваю ее в желтый цвет. У нас получится фартук в разноцветную горошинку. Матрешка благодарит. (Матрешку увеличиваем на половину листа)
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ Разучите вместе с ребенком физ. минутку «Матрешки» Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши) На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед) Топают матрешки. (Топают ногами) Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо) Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.