Сайт первой младшей группы «Кузнечики»

Рекомендации для родителей по теме «Народные игры и обычаи»

01 февраля [пн]

5b6570c3facf4d2f3f9977834bb28df7.jpg

Уже в младшем дошкольном возрасте необходимо прививать любовь и интерес к традиционной русской культуре, своей Родине и её истории.

Родителям рекомендуется:

1. Рассказать детям о русских

народных игрушках, рассмотреть их на иллюстрациях и в натуральном виде.

2. Рассмотреть материал, из которого сделаны игрушки — глина, дерево, керамика; цвет, форму, величину, части игрушек, рассказать, как в них играют.

3. Побеседовать с детьми о народных промыслах, о том, что игрушки делают народные умельцы.

4. Посетить совместно с детьми выставку декоративно-

прикладного творчества, обратить внимание на красоту

произведений искусства

5. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова», «Ладушки», «Тень-тень-потетень», «Петушок, Петушок, золотой гребешок» и другие. Стимулировать ребёнка к заучиванию данных потешек.

6.Разучите с детьми потешки

«Как у нашего кота», «Водичка, водичка, умой мое личико», «Идет коза рогатая», «Наш козел», про корову и бычка, «Бычок – резвые ножки», весеннюю закличку «Весна, весна красная»

7.Читайте и проигрывайте сказки

«Снегурушка и лиса», «Колобок», «Три медведя», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса», «Курочка ряба», «Теремок», «Бычок – смоляной бочок» и других.

 Отгадать и выучить загадку.

Ростом разные подружки, но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке, но всего одна игрушка.

(Матрешка)

Прочитать «Игрушкины частушки».

Наши руки крендельком, щеки будто яблоки.

С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.

Мы игрушки расписные, хохотушки вятские —

Щеголихи слободские, кумушки посадские.

Дымковские барышни всех на свете краше,
А гусары-баловни — кавалеры наши.

c1f8c60b153eda61d8ff1da5a8c2de55.jpg

8. Поиграйте с ребенком на русском народном инструменте (балалайка, трещетка, бубуен, ложки и т. д.) или послушать аудиозапись с их исполнением. Познакомьте с музыкальными инструментами: дудочка, ложки, гармошка, балалайка, свистулька. Учить ребенка отличать один звук слышен или много, приятный он или нет, громкий или тихий.

9. Покажите фотографии и иллюстрации с изображением русской деревни, знакомя детей с русским бытом, национальными костюмами, утварью и т. д.

10.Приобщайте детей к русской народной музыке. Слушайте русские народные мелодии, песни.

11.Знакомьте с традиционными и обрядовыми праздниками.

Обрядовые праздники тесно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. В них присутствуют тончайшие наблюдения людей за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. 

Беседуйте  с детьми о русских народных праздниках Рождество, Масленица, Пасха.  Расскажите о солнышке, воде, весенних цветах, весне.

12.Рассмотрите с детьми  картинки, иллюстрации  русских  народных костюмов, познакомьте со словами – сарафан, рубашка, шаровары.

13. Побеседуйте с ребенком на тему: «Старинные предметы и обычаи». Объясните, что такое кочерга, котелок, русская печь, ухват, лапти, рукомойник и для чего использовались эти предметы.

Эти игры помогут закрепить полученные знания:

«Один – много»

Не одна ложка, а много... (ложек). Не один павлин, а много...

(павлинов). Не один барыня, а много... (барынь). Не один поднос, а много... (подносов). Не одна свистулька, а много... (свистулек) и т.д.
«Скажи ласково»

Свистулька - свистулечка, кукла - куколка, ложка - ложечка,

лошадь – лошадка, игрушка – игрушечка и т. д.

«Из чего сделаны – какие…» (согласование прилагательных с существительными)

Из фарфора – фарфоровые, из керамики – керамические, из резины - резиновые, из пластмассы – пластмассовые, из железа – железные, из дерева – деревянные, из тряпок – тряпичные, из

глины – глиняные, из соломы – соломенные, из бересты –

берестяные.

14. Рассказать детям о семейных традициях.

15. Подарите ребёнку русскую театральную игрушку - Петрушку.

16. Поиграйте вместе с детьми в народные подвижные игры «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки».

Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества. В них заключается огромный потенциал для физического развития ребенка.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Прочитайте ребенку русские народные потешки, прибаутки:

«Совушка-сова», «Ладушки», «Тень-тень-потетень», «Петушок, Петушок, золотой гребешок» и другие.

В процессе чтения стимулируйте ребёнка к повторению слов.

Разучите вместе с ребенком:

Пальчиковая игра «Матрёшки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки, (Указательным и  средним пальцами идут по столу) В сарафанах наших пестрых (Соединяют ладошки вместе) Мы похожи словно сестры.(Руки в замок)

Расскажите сказку «Волк и семеро козлят»

Примерные вопросы для беседы:

- С кем жили козлята?

- Куда уходила мама-коза?

- С кем оставались козлята?

- Что говорила мама-коза своим козлятам, когда уходила?

- Какую песенку пела?

- Послушались ли маму козлята?

- Что случилось, пока мамы дома не было?

- Как коза вернула своих козлят?

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

Ознакомление с предметами ближайшего окружения

5b245e2df987f32331e43bef9e8034ef.jpg

Познакомьте ребенка с русской народной игрушкой Матрешкой

- Ой, посмотри кто это? (игрушка)

- Как она называется? (матрешка)

- Давай рассмотрим Матрешку.

- Что на голове у матрешки?

- Что это? (платочек)

- Правильно платок, а какого цвета платок?

- Посмотри, какие красивые цветы нарисованы на платочке. А еще у Матрешки есть сарафан.

- Скажите мне какого он цвета?

- А наша Матрешка не простая, она с секретом (предложите потрясти игрушку).

- Внутри, что-то гремит. Матрешка-матрешка, откройся немножко. Что это?

Я открываю матрешку и достаю из нее другую, поменьше. Обратите внимание на то, что вторая матрешка очень маленькая, но у нее такой же платочек и сарафанчик.

- Большая Матрешка - это мама.

- А другая маленькая кто? (дочка)

Ах, Матрешечка – матрешка

Хороша, не рассказать!

Очень любят с тобой детки

В детском садике играть.

- А ты хочешь поиграть с матрешкой?

- Давай превратимся в Матрешек, на тебе платочек и мне платочек.

«Игра – пляска Матрешки»

Мы веселые матрешки.

Ладушки, ладушки

На ногах у нас сапожки

Ладушки, ладушки

Проигрыш – кружимся

Завязали мы платочки

Ладушки, ладушки

Раскраснелись наши щечки

Ладушки, ладушки

Проигрыш – кружимся

В сарафанах наших пестрых

Ладушки, ладушки

Мы похожи слов сестры

Ладушки, ладушки

Проигрыш – кружимся

МАТЕМАТИКА

Конструирование из строительного материала

«Домик для матрешки».

2ab61ce72f067251e5b60e70a4b7820d.jpg

-Давай построим домик для Матрешки! Покажи большую матрешку, а теперь маленькую. Значит, для большой Матрешки будет строить дом, какой по размеру (высокий), а для маленькой – низкий.

Чтобы построить домик сначала берем кирпичик и ставим его вертикально на узкую сторону. Берем ещё кирпичик и ставим чуть подальше от первого кирпичика. А теперь берем крышу и ставим на кирпичики (также строим дом для маленькой матрёшки.) Ставим рядом с большим домиком большую матрёшку, с маленьким домиком маленькую матрешку. Если нет кубиков, предложите, построить из геометрических фигур. Учите различать большие и маленькие кубики; большие и маленькие кирпичики. Побуждайте различать их и правильно называть их.

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

«Помоги Матрешке найти свою пирамидку»

7f4324ac58312baa9deec4e6fd33ed21.jpg

«Собери Матрешку»

88236c3cafc1b6b9860d0aab3528309b.jpg

ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Лепка «Сладкий пирог».

Материалы:

· Тесто или пластилин;

· Дощечки для лепки;

· Салфетки.

b05d025d257edd95d66b539b791b234c.jpg

У Матрешки сегодня день рожденье. А что это за праздник? Кто приходит? Что делают гости? (дарят подарки, поздравляют). Давай сделаем ей подарок - угощенье к чаю. А какое бывает угощенье (печенье, конфеты, торт, бублики). Перед тем как начать лепить угощенье, давай рассмотрим какой формы печенье, торт, бублики (круглой). Правильно. А чем отличается торт от печенья? (он украшен кремом)

Прежде чем начнем лепить, давай разомнем пальчики:

Пальчиковая игра «Матрёшки»

Мы веселые матрешки, (Хлопают в ладоши)

На ногах у нас сапожки,(указательным м средним пальцем идут по столу)

В сарафанах наших пестрых(Соединяют ладошки вместе) Мы похожи словно сестры.  (Руки в замок) 

- Сначала мы скатаем шар, между ладонями круговыми движениями, затем расплющим его между ладошками, придавая ему форму лепешки.

- Ну, а теперь украсим торт наш. Торт готов пора звать гостей и петь «Каравай».

Как на Матрешки именины,

Испекли мы каравай,

Вот такой вышины,

Вот такой ширины,

Вот такой ужины,

Каравай, каравай,

Кого любишь выбирай.

Я по правде люблю всех

А вот Сашу больше всех.

Рисование «Укрась фартук Матрешке»

Материалы:

· Краски

· Ватные палочки

· Непроливайки

· Салфетки

- Посмотрите, Матрешка грустная.

- Матрешка не нарядная, не украшен фартук на сарафане.

- Скажи, а как мы можем ей помочь? Что нужно сделать, чтобы матрешка стала нарядная, красивая?

- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить тебя в мастера. (раскрасить ее)

 Мастер, скорей за дело, украсим матрешку смело, нарисуем ей узор, чтобы радовал он взор.

Рисовать мы будем ватными палочками.

 Посмотри, у меня есть волшебная палочка, ей я буду наносить узор на фартук – рисовать горошину.  Я набираю красную краску и тычком прижимаю к поверхности листа в нужном мне месте, потом беру другую палочку, обмакиваю ее в желтый цвет. У нас получится фартук в разноцветную горошинку. Матрешка благодарит. (Матрешку увеличиваем на половину листа)

5503f1aab369c14096641de01403af47.jpg

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

Разучите вместе с ребенком физ. минутку «Матрешки»

Дружные матрешки. (Хлопают в ладоши)

На ногах сапожки, (Руки на пояс, поочередно выставляют ногу на пятку вперед)

Топают матрешки. (Топают ногами)

Влево, вправо наклонись, (Наклоны телом влево – вправо)

Всем знакомым поклонись. (Наклоны головой влево-вправо)